«Хорошо отреставрированное старое»: как на «Мосфильме» восстанавливают классические кинокартины

В последнее время почти ни один крупный международный кинофестиваль не обходится без участия мосфильмовских картин, отреставрированных специалистами Киноконцерна. К примеру, фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» вошел в программу «Венецианская классика» 75-го Венецианского кинофестиваля, который проходит с 29 августа по 8 сентября. В апреле в секции «Каннская классика» Каннского кинофестиваля был представлен фильм Сергея Бондарчука «Война и мир: Андрей Болконский» – первая часть киноэпопеи по великому произведению Льва Толстого. В феврале на Берлинале показали шедевр Михаила Калатозова «Летят журавли». Восстановление фильмов не останавливается ни на минуту. В июле началась работа над драмой «Я – Куба» Михаила Калатозова, и уже отреставрировано 3 части из 14.
Кто же они, герои невидимого фронта, специалисты по реставрации фильмов? Что входит в круг их повседневных задач? Главный специалист комплекса «Телекино» и компьютерная графика» Евгений Верлочев рассказал Mosfilm.ru о том, как шаг за шагом восстанавливают классические картины, снятые на пленку.

Откуда поступают исходные материалы?
Исходные материалы для реставрации специалисты комплекса «Телекино» и компьютерная графика» заказывают в главном киноархиве нашей страны – Госфильмофонде России. Оттуда поступает негатив изображения, над которым работают на участке «Телекино», и звуковая фонограмма, которую оцифровывают звукорежиссеры «Тонстудии». Когда процесс сканирования завершен, пленку возвращают обратно на хранение в архив.
Евгений Верлочев
Главный специалист комплекса «Телекино» и компьютерная графика» Евгений Верлочев

Сканирование негатива изображения
Обычно сканирование одного полнометражного фильма – порядка 90 минут – занимает примерно 10 дней: скорость процесса зависит от типа пленки, ее качества и технического состояния. Фильм сканируют по катушкам, которые вмещают 300 метров пленки и приблизительно 9-10 минут видеоизображения.
В распоряжении комплекса «Телекино» есть два сканера - Arriscaner и Northlight. Последний как нельзя лучше подходит для архивных киноматериалов: он предусматривает возможность работы со старой пленкой. Сначала ролик с пленкой вручную заряжают в устройство, а затем все управление процессом осуществляется с компьютера. Первым делом проводят калибровку по черному межкадровому пространству. Калибровка осуществляется по каждому плану отдельно, так как разные фрагменты фильма могли быть сняты на разные типы пленки. «Мы указываем, в каком месте кадра пленка наиболее темная, а дальше аппарат автоматически выставляет коэффициенты цвета для сканирования. Если этого не сделать, мы потеряем информацию об изображении, и на этапе цветокоррекции исправить эту ошибку будет невозможно», – рассказал Евгений Верлочев. Калибровкой все не заканчивается – после этого необходимо указать путь на сервере для сохранения каждого кадра и обозначить диапазон кадров для сканирования.
Сканер
Сканер
Northlight позволяет сканировать в очень высоком разрешении – до 8К. Картины для реставрации сканируются в 4К, то есть 4096 пикселей по горизонтали и 3112 по вертикали.
Конструкция сканера продумана до мельчайших деталей: система вентиляции позволяет вытягивать пыль, чтобы она не скапливалась на пленке. А еще есть мраморная плита, ограждающая от статического электричества – опять же, чтобы на пленку никоим образом не попали чужеродные частицы.
В помещении, где установлен сканер, поддерживается особый температурный режим – ровно 18°С. Если прибор будет находиться в более теплом месте – пленка может потерять свои эластичные свойства.
Мраморная панель сканера
Мраморная панель сканера

Цветокоррекция
Не стоит думать, что цветокоррекция – это раскрашивание черно-белых картин: комплекс «Телекино» и компьютерная графика» такой работой вовсе не занимается.
Цветокоррекция – это подготовительный этап, предваряющий непосредственно реставрацию картины. Работа это очень кропотливая. «Основная сложность цветокоррекции в том, что все планы разные по цвету, и их очень сложно состыковать друг с другом», – рассказал Евгений Верлочев.
Зал цветокоррекции оборудован панелью и тремя мониторами: на одном установлена специальная программа для работы с изображением DaVinci Resolve, на другом – осциллограф, а на экране Dolby можно просматривать непосредственно кадры из фильма.
Зал цветокоррекции
Зал цветокоррекции
Монитор с интерфейсом программы DaVinci
Монитор с интерфейсом программы DaVinci
Осциллограф – верный помощник специалиста по цветокоррекции. Он показывает уровень сигнала по каждому из трех цветов спектра – по красному, синему и зеленому. «Чтобы не утратить ни один фрагмент кадра, необходимо приводить изображение к среднему по шкале значению», – объяснил Евгений Верлочев.
Что касается «Я – Кубы», то это – черно-белая картина. Здесь возможны три основные настройки изображения: тени, баланс серого и свет. «В интерфейсе программы DaVinci Resolve есть все необходимые параметры управления. Все же, работать удобнее с помощью панели. Грубо говоря, вращаешь специальный манипулятор и регулируешь интенсивность необходимых значений», – рассказал Евгений Верлочев.

Реставрация изображения
На этом этапе главное – устранить все дефекты, которые были на пленке, к примеру, необходимо убрать пыль, следы клея, царапины, рваные кадры и многое другое. Для этого существует специальное программное обеспечение – PFClean и Diamant. «Труднее всего бороться с так называемым «цветовым дыханием» – когда соседние кадры разнятся по цвету, яркости и контрастности. Из-за этого возникает эффект мерцания, очень неприятный для глаза», – отметил Евгений Верлочев.
Еще одна «загвоздка» на этапе реставрации – межкадровые волоски, попавшие на пленку прямо в процессе съемки. «Эти волоски присутствуют на протяжении всего плана целиком. Устранять их – ювелирная работа, так как они есть на каждом кадре. У нас нет информации о том, какое изображение скрывается за этими «препятствиями». Приходится при помощи специальных инструментов складывать соседние пиксели и «заслонять» ими волоски», – поделился Евгений Верлочев.
Перед комплексом «Телекино» и компьютерная графика» не стоит задача «осовременить» кинокартину. Наоборот, специалисты стараются по возможности сохранить ее в первозданном виде. К примеру, «зернистость» практически не убирают, чтобы было видно, что картина классическая и была снята на пленку.
По словам Евгения Верлочева, «Я – Куба» – не самая сложная картина для реставрации. «В целом изображение приемлемое. Наибольшая трудность в том, что в картине используются длинные планы и мало монтажных склеек. Поэтому мы не можем, к примеру, применить эффект дефликера, чтобы устранить мерцание. Основные дефекты на пленке стандартные: пыль, следы клея, царапины и межкадровые волоски», – отметил Евгений Верлочев.
Панель цветокоррекции
Панель цветокоррекции
Совмещение изображения со звуком
Работа со звуковой фонограммой ведется параллельно с реставрацией изображения. «Мы подготавливаем видеофайл, чтобы специалисты по звуку могли увидеть картинку. Они соединяет звуковые дорожки так, чтобы все было синхронно, убирают щелчки и шумы и подготавливают звук в цифровом формате. После реставрации звук и изображение соединяются, и мы делаем либо цифровую копию, либо видеофайл, в зависимости от задач. Программа Сlipster позволяет подготавливать специальные цифровые пакеты для фестивалей», – рассказал Евгений Верлочев.
Хранение исходных материалов
Специалисты комплекса «Телекино» и компьютерная графика »архивируют все исходные материалы с помощью системы ALTO и оставляют на хранение. На одну картину приходится порядка терабайта «исходников», и еще столько же занимает отреставрированная версия. Сервер комплекса «Телекино» и компьютерная графика» позволяет хранить 1,2 петабайта информации.
Сервер
Сервер

Если вы хотите обратиться к специалистам комплекса «Телекино» и компьютерная графика», то звоните по телефону +7(499)143-9729 либо пишите на адреса электронной почты agafonova@mosfilm.ru и cpy@mosfilm.ru . Руководитель подразделения – Ирина Агафонова.
1
2
3
4
5
6
Поделиться новостью: