Художники-постановщики в виртуальном мире: как работает группа компьютерной графики на «Мосфильме»

Киноконцерн «Мосфильм» широко внедряет передовые киносъемочные технологии: на территории строятся новые объекты, идет масштабная модернизация «Тонстудии», в инновационном зале перезаписи Dolby Atmos Premier постоянно трудятся звукорежиссеры и режиссеры-постановщики, а на базе производственного комплекса «Телекино» работает группа компьютерной графики. О том, какие задачи решает это подразделение, Mosfilm.ru рассказал специалист группы компьютерной графики ПК «Телекино» Роман Сковородко.

Работа над историческими картинами

Исторические кинопроекты считаются самыми сложными в постановочном отношении. Изготовление костюмов и декораций, воссоздающих эпоху, поиск реквизита, подготовка актеров к роли – все это требует больших усилий. С точки зрения компьютерной графики исторические киноленты также наиболее трудоемкие. Поспорить с ними по сложности может разве что создание уникальных киномиров в фантастических картинах или разработка несуществующих персонажей.

Сейчас очень непросто найти для съемок исторических фильмов натуру, не содержащую атрибутов современности. К примеру, во время работы над полнометражным фильмом «Анна Каренина. История Вронского» и сериалом «Анна Каренина» режиссера Карена Шахназарова на натурной площадке «Старая Москва – Санкт-Петербург» в кадр попадали современные высотные здания. Небоскребы в кадре, а также другие предметы современности, приходилось «затирать» или заменять фрагментами чистого неба.

Работа специалистов группы по компьютерной графике

Работа специалистов группы компьютерной графики

Работа над военными картинами

Серьезного вмешательства специалистов по компьютерной графике требуют также военные кинокартины, так как в кадре искусственно создаются все взрывы и стрельба. Наиболее сложно совместить эти эффекты с актерами в кадре. К примеру, в фильме «Анна Каренина. История Вронского» есть эпизоды артиллерийского обстрела.

«Мы дорисовывали взрывы почти что под ногами героев. Персонаж идет в кадре и в непосредственной близости от него разрывается снаряд», – рассказали нам.

Интересно и то, как создается эффект выстрелов в кадре: ведь на съемочной площадке стрелять небезопасно, и оружие во время съемок используется только охолощенное.

Существует такая технология: выстрелы снимаются отдельно на черном фоне в безопасном месте, а потом их просто встраивают в нужный момент в кадр с помощью компьютерной графики.

Работа специалистов группы по компьютерной графике

Работа специалистов группы компьютерной графики

Работа над современными картинами

Даже самая простая современная история в кино требует вмешательства специалистов по компьютерной графике.

«В современных картинах, как и в исторических, необходима обработка кадров, снятых на натуре. К примеру, зачастую необходимо «затирать» излишнее количество проводов, кондиционеров, уличную рекламу, другие объекты нашего времени. Кроме того, нередко приходится устранять недостатки, которые неизбежны при съемках, например, когда съемочная группа отражается в стеклах или в зеркалах», – объясняет Роман Сковородко.

Кадр из фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского»

Кадр из фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского»: здесь специалисты по компьютерной графике удаляли страховку 

Как компьютерная графика решает постановочные задачи?

Нередко в одном кадре приходится совмещать несколько изображений. В «доцифровую эпоху» для этого использовались различные методы комбинированных съемок. Сейчас многие задачи решаются с помощью технологий компьютерной графики. И это касается далеко не только съемок по технологии «Хромакей» (Chroma Key), когда актерские сцены снимаются на зеленом фоне, а специалисты по компьютерной графике впоследствии «подкладывают» необходимое фоновое изображение.

В одном из эпизодов фильма «Анна Каренина. История Вронского» Алексей Вронский встречает на перроне свою мать и Анну Каренину, которые приехали в Петербург. В одном из кадров мы видим вокзал в окне поезда. На самом деле изображение вокзала было «вставлено» в окно поезда на этапе компьютерной графики. Дело в том, что снимать эту сцену на настоящем вокзале невозможно – это помешает движению поездов, никто не пойдет на то, чтобы ради съемок менять расписание. Кроме того, сейчас вокзалы выглядят совсем не так, как в XIX веке. Поэтому прибытие поезда снималось отдельно, а кадр вокзала был добавлен с помощью компьютерной графики.

В том же фильме и сериале «Анна Каренина» по правилам техники безопасности сцены на лошадях на ипподроме не могли сниматься без специальной страховки, которую потом пришлось удалить.

Компьютерная графика порой необходима в самых неожиданных ситуациях. К примеру, в остросюжетном фильме «Решение о ликвидации» многие сцены происходят в штабе ФСБ. У сотрудников работают компьютеры. Снимать включенные компьютеры неудобно с операторской точки зрения: экраны в кадре рябят и мельтешат, изображение искажается. Поэтому на этапе компьютерной графики в мониторы сотрудников ФСБ специально встраивали изображение, а павильонные съемки проходили с выключенными экранами.

Кадр из фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского»

Кадр из фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского»: здесь специалисты по компьютерной графике удаляли страховку 

Компьютерная графика и лица актеров

Очень часто в современном кинематографе масштабные массовые сцены также создаются специалистами по компьютерной графике. Для этого используются кадры с небольшим количеством актеров массовых сцен, которые затем «множатся» для достижения эффекта большого скопления людей, вплоть до многотысячной толпы. Это считается одним из стандартных приемов в работе по компьютерной графике.

А вот к числу наиболее интересных задач относится корректировка лица актера: удаление морщин, изменение цвета глаз и тому подобное. Это порой очень точечная, филигранная работа: искусственность цвета кожи и неестественная мимика сразу бросается в глаза зрителям.

Специалист группы компьютерной графики ПК «Телекино» Роман Сковородко

Специалист группы компьютерной графики ПК «Телекино» Роман Сковородко

Всесильна ли компьютерная графика?

Не стоит думать, что снимать можно как угодно: компьютерщики устранят все ошибки и дефекты, и современные технологии спасают от всего.

По словам специалиста, к примеру, очень сложно устранить случайно попавший в кадр лишний предмет: чем он крупнее и чем больше экранного времени он занимает, тем больше нужно приложить усилий. Поэтому работникам съемочной группы необходимо тщательно следить за реквизитом и за обстановкой на площадке. Плохую работу хореографов и постановщиков трюков также невозможно переделать на этапе компьютерной графики. Если, к примеру, плохо проработана сцена драки, то в кадре это будет заметно.

Работа специалистов группы по компьютерной графике

Работа специалистов группы компьютерной графики

Какие компьютерные программы используют специалисты группы компьютерной графики ПК «Телекино» на «Мосфильме»?

Все работы проводятся с помощью программного пакета для работы с трехмерной графикой Houdini и программы композитинга (программа для обработки, наложения эффектов, финальной сборки отснятого видео- и киноматериала – Прим. Ред.) Nuke от компании The Foundry.


Если вы хотите воспользоваться услугами группы компьютерной графики ПК «Телекино» Киноконцерна «Мосфильм», пишите на адреса электронной почты vfx@mosfilm.ru и cpy@mosfilm.ru или звоните по телефону +7(499)143-9183 

Сайт комплекса «Телекино» и компьютерная графика» - cg.mosfilm.ru


8
10
1
2
3
4
Поделиться новостью: