Специалисты «Мосфильма» отреставрировали советский четырёхсерийный военно-исторический фильм «Щит и меч». Картина о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, снятая в 1967 году режиссёром Владимиром Басовым, доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в разрешении 4К. Подробнее об истории создания ленты и её пути к зрителю – в материале Mosfilm.ru
«Щит и меч» («Мосфильм», «Творческое объединение писателей и киноработников», при участии студии «Дефа» (ГДР) и творческого объединения «Старт» (ПНР), 1967). Информация о фильме:
Оригинальная афиша фильма "Щит и меч"
Киноэпопея «Щит и меч» включает в себя четыре фильма:
Фильм первый. «Без права быть собой»
Фильм второй. «Приказано — выжить…»
Фильм третий. «Обжалованию не подлежит»
Фильм четвёртый. «Последний рубеж»
Жанр: военно-историческая драма, киноэпопея
Режиссёр: Владимир Басов
Автор сценария: Владимир Басов, Вадим Кожевников
В главных ролях: Станислав Любшин, Алла Демидова, Валентина Титова, Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Владимир Басов
Оператор: Тимофей Лебешев
Композитор: Вениамин Баснер
Длительность: 317 минут (4 серии)
СЮЖЕТ
Советский разведчик Александр Белов, выехавший в 1940 году из Риги в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса, к 1944 году достиг прочного положения в Абвере, а затем был переведён в Берлин, в службу СД, где дослужился до чина гауптштурмфюрера СС. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получил доступ к ценнейшим сведениям стратегической важности и возможность упреждать начало крупных военных операций Третьего рейха…
СОЗДАТЕЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ
Главный редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников в 1960-е годы был буквально одержим идеей написать роман о разведчиках, работавших в США под прикрытием. В поисках образа главного героя писатель обратился за помощью к знакомому генералу КГБ и тот устроил встречу с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем. По одной из версий, Абель, прочитав первые несколько глав романа, категорически отверг предложение участвовать в создании данного произведения: ни в качестве консультанта, ни в качестве прототипа главного героя. Согласно другой версии, идею с описанием американских операций забраковали «на верху» - там же Кожевникову посоветовали обратить внимание на период Великой Отечественной войны. По воспоминаниям родственников, писатель взялся за «Щит и меч» без особого вдохновения. Тем не менее, писатель нашел нового консультанта - разведчика-диверсанта Александра «Зорича» Святогорова (1913 - 2008) – в военные годы он был внедрён в немецкую разведшколу, добывал сведения о шпионах вермахта, которые работали в Советском Союзе . «Зорич» стал прототипом главного героя Иоганна Вайса (Александра Белова) и консультантом сначала романа, а затем и фильма.
Иоганн Вайс, он же Александр Белов (роль исполнил Станислав Любшин)
Снимать картину поручили Владимиру Басову, который считался «быстрым» режиссером. Однако еще до начала работы он справедливо посчитал, что должен вживую встретиться с ветеранами-разведчиками. Несмотря компетентность Вадима Кожевникова, режиссер постарался сформировать собственное представление и образ главного героя, сделав его по большому счёту собирательным. К тому же, образ разведчика открывался зрителю так широко впервые – важно было не ошибиться с типажом артиста. Выбор Владимира Басова пал на кандидатуру Станислава Любшина. Однако Госкино запротестовало – актер казался слишком невзрачным. Но ветераны-разведчики, в том числе сам Святогоров, убедили комиссию, что внешность Любшина – неброский, без особых примет человек - наиболее подходящая для этой роли.
«Наша задача — воссоздать историческую обстановку в Германии тех лет, показать людей, борющихся с фашизмом. И вместе с тем проследить, как постепенно, шаг за шагом, вживаясь в незнакомый мир, обретают силу и уверенность действия советского разведчика. Это фильм о воспитании бойца, воюющего в трудных условиях. Для картины моральные победы Александра Белова не менее важны реальных плодов его деятельности. Поэтому в главной роли С. Любшин — актер, не похожий на разведчика», - уже в момент съемок картины объяснял свой выбор Владимир Басов в интервью газете «Советское кино» (1967).
Дебютная роль офицера СС Генриха Шварцкопфа стала началом всесоюзной славы Олега Янковского. Из воспоминаний Владимира Басова:
«Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошёл на Генриха. Так ведь, наверное, не актёр… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским — это был он. Тогда ещё необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринуждённости. Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришёл артист…
Поначалу театральная закваска давала себя знать. Подходит ко мне: — Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача?
— Олег, — говорю, — ты сыграй кусок. Сверхзадачу я склею».
СЪЁМКИ КАРТИНЫ
Съемки проходили в Латвии, ГДР и Польше, а также павильонах «Мосфильма». В Берлине в тот момент шел масштабный снос старых зданий – к удаче съемочной группы, реальные улицы стали натуральными декорациями к фильму, помогли добиться максимальной реалистичности. Многие натурные съёмки проходили в Калининграде (по сценарию Вайс из Риги репатриируется в Кёнигсберг). В ленту попало сразу несколько знаковых городских объектов: Южный вокзал Калининграда, здание почтового отделения, руины элеватора, руины Рейхсбанка, флигель Унфрида замка Кёнигсберг.
Съемочная группа во главе с режиссером Владимиром Басовым (1967)
Ленту планировали выпустить в прокат в декабре 1967 года. Однако картину не удалось закончить к юбилею спецслужб (в 1967 году КГБ СССР отмечал 50 лет с момента образования), первые две серии вышли лишь в августе 1968-го, а еще две следом в сентябре. Режиссер испытывал колоссальное давление, ленту неоднократно обещали снять с производства, а съемочной группе объявить выговор. Басов оправдывался, но как настоящий профессионал не желал торопиться и невольно «халтурить», что практически неизбежно при быстрых темпах работы. В итоге все старания и нервы окупились сполна: когда «Щит и меч» вышел на экраны, он мгновенно завоевал сердца зрителей, а позже вошел в «десятку» лидеров за всю историю советского кинопроката.
ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА, ОТЗЫВЫ
Выход киноэпопеи «Щит и меч», включающей в себя четыре фильма, хоть и с опозданием, но всё же был приурочен к 50-летию Службы внешней разведки КГБ СССР. Первые два фильма вышли в прокат 19 августа 1968 года, а последующие два — 3 сентября 1968 года.
В кинотеатрах СССР фильм-киноэпопею «Щит и меч» посмотрели: «Без права быть собой» — 68,3 млн зрителей (лидер советского кинопроката 1968 года), «Приказано − выжить…» — 66,3 млн зрителей (2-е место), «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» — 46,9 млн зрителей (6—7-е места).
Станислав Любшин и Олег Янковский в фильме "Щит и меч"
Фактически первая советская лента про разведчиков военных лет мгновенно стала популярной. За оригинальный сюжет и прекрасный актерский состав её высоко оценили не только зрители, но и кинокритики, отмечавшие, что фильм не был наполнен пафосом, а авторам удалось избежать штампов и клише, особенно в части карикатурного изображения противника.
«Владимир Басов ставил, собственно говоря, фильм не столько детективный, сколько психологический, аналитический, эпический. Ставил целеустремленно и последовательно, порой полемизируя с автором романа, убирая те нотки сентиментальности и преувеличенной патетичности, которые уже давно проникли в жанр детектива вообще и в книге Вадима Кожевникова тоже ощутимы. Ставил, стремясь не к сюжетной занимательности, но к максимально возможной Достоверности. Фильм о разведчике сделан так, как если бы это был фильм об ученом, инженере, писателе, о любом человеке, профессия которого требует интеллекта, мужества и умения принимать решения», - отмечала газета «Московский комсомолец» в 1968 г.
Особенно стоит отметить, что прозвучавшие в картине песни «С чего начинается Родина» и «Махнём не глядя» на музыку Вениамина Баснера и слова Михаила Матусовского сразу же стали народными.
РЕСТАВРАЦИЯ
Покадровую реставрацию изображения и звука осуществляли специалисты ПК «Телекино» в течение пяти месяцев: сканирование – Евгений Верлочёв, реставраторы – Михаил Тусматов, Марина Алексахина, Антон Мелешников, цветокоррекция – Ирина Агафонова.
«Отдельно хочется отметить работу над фонограммой. Старым советским картинам вообще свойственно довольно бедное шумовое оформление, не все фоны, действия актеров или предметов озвучивались, поэтому было важно сохранить в полном обьеме и без изменений все шумы и эффекты. В картине много иностранных актеров, их реплики дублированы – важно было проследить за синхроном и «укладкой». На этапе цветокоррекции пришлось «вытягивать» очень темные, возможно, недоэкспонированные планы. По статистике примерно 51% просмотров на YouTube - это мобильные устройства-телефоны и планшеты с адаптивными настройками яркости, где градации серого передаются некорректно. Темные планы на эталонном мониторе в студии цветокоррекции будут еще темнее на смартфоне, а нам важно было донести до зрителя «правильную» картинку, такой, какой её и задумали создатели картины», - отметил главный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
К настоящему моменту работы полностью завершены – 16 декабря фильм в формате 4К с 19-00 доступен для просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма». Не пропустите!
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» отреставрировано несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979), «Спортлото - 82» (реж. Л. Гайдай, 1982), «Это сладкое слово – свобода!» (реж. В. Жалакявичус, 1972), «Служили два товарища» (реж. Е. Карелов, 1968), «Укрощение огня» (реж. Д. Храбровицкий, 1972), «Неуловимые мстители» (реж. Э. Кеосаян, 1966), «Страсти по Андрею» (реж. А. Тарковский, 1966).
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.
Фотографии со съемок фильма «Щит и меч» - Мосфильм-Инфо.
Комментарии (0)