«Охота на лис». Памяти Вадима Абдрашитова – премьера фильма в 4К

Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Охота на лис». Советский художественный фильм-драма режиссера Вадима Абдрашитова с 1 марта доступен для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в разрешении 4К. Подробнее о картине и её создателях – в материале Mosfilm.ru


«Охота на лис» (Мосфильм, Третье творческое объединение, 1980 г.). Информация о фильме.


Охота на лис.jpg
"Охота на лис" - оригинальная афиша фильма, 1980 г.


Жанр: драма

Режиссёр: Вадим Абдрашитов

Автор сценария: Александр Миндадзе

Оператор-постановщик: Юрий Невский

Художник-постановщик: Владимир Коровин

Композитор: Эдуард Артемьев

В главных ролях: Владимир Гостюхин, Ирина Муравьёва, Игорь Нефёдов, Дмитрий Харатьян и др.

Производство: Мосфильм, Третье творческое объединение

Длительность: 92 мин.


СЮЖЕТ


Рабочий завода Виктор Белов избит в парке двумя подростками. Один из них осуждён на два года исправительной колонии усиленного режима, другой также получает два года, но условного срока. Белов по-прежнему работает на заводе. Занимается спортивными состязаниями — «охотой на лис». Однако Белов сомневается в справедливости приговоров. Он начинает ездить в колонию к осуждённому, безуспешно пытаясь «достучаться» до него, хотя в итоге и добивается его досрочного освобождения.


ЗАМЫСЕЛ – ПРЯМАЯ РЕЧЬ СОЗДАТЕЛЕЙ


«Название связано с тем, что главный герой, 35-летний Виктор Белов, увлекается игрой «Охота на лис»; это радиоориентирование на местности, когда спортсмен ищет «запрятанную лису» - ловит позывные и пытается найти передатчик. Но картина не о спорте. Мы фильмом хотим сказать, что как бы ни жил человек, ему невозможно без того, что мы определяем емким словом «духовность». Говорю о духовности как о свойстве натуры, воспитанном в себе самим человеком. Отчего в спокойной, «правильной» текучести будней защемит вдруг что-то у него внутри, и начнет он терзаться мыслью: так ли живет, чего же не хватает ему для полнокровной, по-настоящему духовной жизни?..

Отношения героев, складывающиеся крайне непросто, создают драматическую ситуацию, когда Белов начинает пристально вглядываться вглубь своей души. Все ли в ней светло и ясно? Таким образом, название фильма «Охота на лис» можно расценивать как своего рода метафору» - Вадим Абдрашитов о замысле картины.


«В общем, это история об очень непростых отношениях потерпевшего и осужденного. Это рассказ о человеке, о его жизни, о его взаимоотношениях с женой, о его характере. О том, как человек впервые обретает некий взгляд на мир, на себя, на свою семью, на свое предназначение, впервые испытывает сомнения в правильности своих поступков, своих решений. Во всяком случае, мы с режиссером стремились, чтобы картина была именно о духовном пробуждении вот такого вполне зрелого, вполне благополучного человека», - сценарист Александр Миндадзе.


р182.jpg
Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе (слева) на съемках фильма - 1980 г.


ОТЗЫВЫ И ПРИЗНАНИЕ


Картина стала третьим полнометражным фильмом режиссера Вадима Абдрашитова (после «Слова для защиты» и «Поворота») и третьей совместной работой со сценаристом Александром Миндадзе. Из фильма по требованию Госкино была вырезана финальная сцена — от отчаяния и бессилия что-либо изменить главный герой Белов, выйдя из ресторана, избивает Беликова в том же самом парке, где когда-то напали на него. Такое замыкание круга действительно напрашивалось логикой развития сюжета. Однако в итоге финал всё же изменили.

099.jpg
Белов и Беликов - главные герои в исполнении В. Гостюхина и И. Нефедова


«Вадим стоял насмерть. Говорил резко, отрывисто, только желваки перекатывались. Все время куда-то ездил, звонил, записывался на прием. Ходил к своему мастеру Кулиджанову, который тогда был председателем Союза кинематографистов СССР и хотел ему помочь, но не смог. Каждый день Вадим появлялся на студии и сидел у себя в комнате, не сводя глаз с телефона. Я была редактором на картине. Приходила, садилась рядом, и мы молча смотрели на телефон, словно он мог зазвонить и сам вынести свое решение, от которого, как тогда казалось, зависела наша жизнь. Но телефон молчал. А время шло, и сроки сдачи картины проходили. И тогда директор объединения решил проблему: взял ножницы, пошел в монтажную и вырезал финал», - воспоминания редактора Эллы Корсунской («Искусство кино», №8, 2003).


В советской прессе фильм «Охота на лис» получил преимущественно сдержанно-положительные отклики:

«Окуная свои сюжеты в криминальную хронику, а также в мелодраматические коллизии, режиссер и сценарист стремятся предельно заострить рассматриваемые ими конфликты, ситуации с тем, чтобы выявить их сокровенный нравственный смысл. Чуждые дидактическому морализаторству, их фильмы тяготеют к трудному жанру психологической драмы. Пожалуй, в картине «Охота на лис» эта тяга обозначилась с особой рельефностью», - Е. Громов, «Приглашение к размышлению» (Советский экран. №24, 1980).

«Если «Охота на лис» и мелодраматична, то в главном своем конфликте - в этом столкновении обидчика и обиженного. Состояние, которое переживает герой; понятия, которые он осмысливает - такие, как «вина», «расплата», «раскаяние», - понятия очень простые, четкие, и мелодрама издавна привыкла ими оперировать. Но в старые мехи влито новое вино. Мелодраматическая ситуация раскрыта в аспекте трудных проблем сегодняшнего дня», - В. Иванова «Оправдание жанра. Полемические заметки о мелодраме в кино» (Литературная газета. 20 августа 1980).

021.jpg
Артисты Владимир Гостюхин и Ирина Муравьева


"Не справившись с задачей формирования нового человека, Советский Союз был обречён на гибель — такой главный вывод напрашивается после просмотра «Охоты на лис». Остановившись в эпоху «застоя» на полдороге между «царством необходимости» и «царством свободы», советское общество не могло долго оставаться в этом промежуточном положении и в результате оказалось отброшенным далеко назад. И пока этот вывод не станет достоянием общественного сознания, пока не будет осознана связь между сонным спокойствием «застоя» и катастрофой, случившейся на рубеже восьмидесятых и девяностых, ни о каком дальнейшем движении вперёд говорить невозможно", - сформулировал основные смыслы фильма историк Михаил Волчков в постсоветское время.


В 1982 году фильм получил специальный приз жюри на XXV МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо (Италия), а Владимир Гостюхин был удостоен специальной премии за лучшее исполнение мужской роли.


РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука в течение месяца выполнили специалисты ПК «Телекино»: сканирование Евгений Верлочев, реставраторы Марина Алексахина и Михаил Тусматов, цветокоррекция – Ирина Агафонова.


«Материал для восстановительных работ не относился к категории сложного. Лента была снята по историческим меркам сравнительно недавно, хотя, конечно, и обладала стандартным «набором» дефектов пленки – потёртости, сколы, пятна. Сегодня «Мосфильм» обладает всей современной цифровой инфраструктурой и необходимыми технологиями для реставрации гораздо более проблемных исходных материалов, поэтому данную картину сделали быстро, фактически за месяц», - рассказал главный инженер «Мосфильма» Алексей Сеньковский.

oh_1.169.1.jpg
Кадр до реставрации

oh_2.116.1.jpg
Кадр после реставрации

oh_1.31.1.jpg
Кадр до реставрации

oh_2.14.1.jpg
Кадр после реставрации


Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.


К настоящему моменту работы полностью завершены и 1-го марта фильм в формате 4К доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма». Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!



 

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» отреставрировано несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979), «Спортлото - 82» (реж. Л. Гайдай, 1982), «Это сладкое слово – свобода!» (реж. В. Жалакявичус, 1972), «Служили два товарища» (реж. Е. Карелов, 1968), «Укрощение огня» (реж. Д. Храбровицкий, 1972), «Неуловимые мстители» (реж. Э. Кеосаян, 1966). В 2023-м в новом качестве изображения и звука была представлена музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966).


Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.


Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.

 

«Охота на лис»
«Охота на лис»
«Охота на лис»
«Охота на лис»
«Охота на лис»
«Охота на лис»: Вадим Абдрашитов
«Охота на лис»: Вадим Абдрашитов и Владимир Гостюхин
«Охота на лис»: Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов
Поделиться новостью: