Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Алые паруса». Советский художественный фильм–мелодрама режиссера Александра Птушко, снятый по повести Александра Грина, с 17 марта доступен для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о картине и её создателях – в материале Mosfilm.ru
«Алые паруса» (Мосфильм, Творческое объединение детских фильмов, 1961). Информация о фильме.
Оригинальная афиша фильма - 1961 г.
Жанр: мелодрама
Режиссёр: Александр Птушко
Авторы сценария: Алексей Нагорный, Александр Юровский (на основе одноимённой повести Александра Грина)
Операторы: Геннадий Цекавый, Виктор Якушев
Композитор: Игорь Морозов
Художник-постановщик: Леван Шенгелия
В главных ролях: Анастасия Вертинская, Василий Лановой
Длительность: 87 мин.
ЗАМЫСЕЛ, СОЗДАТЕЛИ
Одна из самых красивых и романтичных мосфильмовских картин была снята по одноимённой повести Александра Грина. Сам писатель обозначил жанр своего произведения как «повесть-феерия» - чистой сказкой повесть не стала, хотя в сюжете присутствует изрядная доля волшебства. Произведение было написано в 1916—1922 годах. Позже Грин на довольно продолжительный период попал в опалу - за «космополитизм, чуждый пролетарской литературе», и его книги были под запретом. Снова публиковать автора начали в 1956-м году. Режиссёр Александр Птушко взялся за произведение Александра Грина на переломе эпох, в годы начавшейся в стране «хрущёвской оттепели».
До «Алых парусов» Птушко снял знаменитые сказки — «Золотой ключик», «Садко», «Каменный цветок», «Илья Муромец» - теперь режиссеру предстояло дебютировать в жанре мелодрамы. Однако несмотря на популярность и кассовые сборы сказок, новому фильму Птушко заочно присвоили отнюдь не первую прокатную категорию и выделили довольно скромный бюджет. Режиссера это не испугало, и он с присущим ему энтузиазмом приступил к съемкам.
«Фильм «Алые паруса» в основном адресован молодежи, - отмечал Александр Птушко в беседе с «Московской кинонеделей» в 1961-м году. – В наше время, время космических полетов и ракетных двигателей, юноши и девушки иногда забывают о старых, вечных и великих чувствах – нежности, красоте, благородстве, любви. Разбудить эти чувства, порой дремлющие в людях – задача нашего фильма».
ГЕРОИ И ПЕРСОНАЖИ
На роли второго плана Александр Птушко пригласил хорошо известных в то время актёров — Ивана Переверзева, Николая Волкова, Сергея Мартинсона, Александра Хвылю, Зою Фёдорову, а вот исполнителей главных ролей искали долго. Среди главных претенденток на роль Ассоль была Людмила Гурченко, но после раздумий режиссёр утвердил малоизвестную молдавскую актрису, ориентируясь на типаж традиционной русской красавицы в стиле Тамары Макаровой или Аллы Ларионовой. С решением Птушко многие были не согласны. Так на площадку для проб была вызвана Анастасия Вертинская – в то время шестнадцатилетняя московская школьница. Фотопробы понравились худсовету, да и режиссеру претендентка на роль Ассоль в итоге понравилась – костюм и грим придали талантливой девушке убедительности.
Режиссер А. Птушко и исполнительница главной роли А. Вертинская
На роль Артура Грея пробовались Александр Белявский и Олег Стриженов, но окончательный выбор пал на актёра Театра имени Вахтангова Василия Ланового, знаменитого в то время своими романтическими сценическими ролями. Кроме того, он успел сняться в фильмах «Аттестат зрелости» и «Как закалялась сталь», был замечен кинорежиссёрами, а кроме того, отличался врождённым аристократизмом и внешностью молодого принца, поэтому на роль лирического героя подходил идеально.
СЪЕМКИ
Натурные съёмки проходили в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку (комбинированные съёмки на бассейне). Для съёмок в Крыму были привлечены баркентина «Альфа» и парусник «Товарищ» - они и «играли» корабль капитана Грея.
«Сотни людей, отдыхающих в Крыму, неподалеку от Феодосии, наблюдают захватывающее, великолепное зрелище. Здесь, в районе Коктебеля, снимается новый цветной широкоформатный фильм «Алые паруса» по романтической повести Александра Грина. … У нас нет парусного флота. На Балтийском и Черном морях сохранилось лишь несколько учебных судов. На них проходят практику будущие капитаны. Как ни трудно было в разгар учебных занятий выкроить время для съемок фильма, командование охотно помогло киностудии. Немало времени пришлось потратить, чтобы найти старого мастера-парусника и под его руководством вручную сшить огромные полотнища из алого шелка» - сообщала читателям газета «Литература и жизнь» 25 сентября 1960 года.
Василий Лановой и та самая ткань
Паруса для корабля действительно сшили из материала, который тогда использовался для пионерских галстуков. Однако мягкая, шелковистая, красиво развевающаяся на ветру ткань на плёнке выглядела тёмно-коричневой, а не алой. Операторам пришлось повозиться с фильтрами, чтобы добиться нужного цвета – при этом работать приходилось быстро, так как материал портился от морской воды.
Неопределенность эпохи, выдуманные Грином места, где развивался романтический сюжет, поставили перед создателями кинокартины серьезные задачи в части выбора натуры и постройки декораций. Художник-постановщик фильма Леван Шенгелия много недель знакомился с живописью и архитектурой Скандинавии и Греции, Англии и Испании, специально изучал замки португальских и шотландских магнатов. И вот в Коктебеле был построен Лисс – неведомый город неведомой страны… А Воронцовский дворец отлично справился с ролью английского особняка – богатого дома Греев.
Фильм, как многие советские широкоэкранные фильмы того периода, был снят в двух вариантах — широкоэкранном и обычном.
ПРЕМЬЕРА, КРИТИКА
Широкоэкранная версия вышла в прокат 7 июня 1961 года, обычная — 21 августа.
Любопытно, что у критики «Алые паруса» однозначно положительной оценки не получили — режиссера упрекали за « слишком яркие» цвета, «манерную» актёрскую игру и прямолинейность сюжета. По отзывам современников, несколько разочарована экранизацией была и вдова писателя Нина Грин. Хотя большая часть рецензентов отмечала, что повесть была экранизирована всё же удачно.
На съемках картины - 1960 г.
«Думается, «Алые паруса» можно поставить в счастливый ряд удачных в этом смысле кинопроизведений. Не пострадала при перенесении на экран гриновская одухотворенная романтика. Полные трепетной взволнованности живут на экране его герои и прежде всего «девушка-стихотворение» Ассоль в исполнении молодой актрисы А.Вертинской. Она как будто сошла со страниц книги во всем обаянии юности, поэтичности, доверчивой мечтательности и наивной, но ничем не колеблемой веры» - Лобачевский Е. «Алые паруса»/ «Горьковская правда» - 30 августа 1961 г.
«Романтическая тема, в которой высокая мечта зовет человека к высоким поступкам, вообще характерна для творчества Александра Птушко. Герои всех его фильмов - самоотверженные мечтатели. И в «Новом Гулливере» и в «Золотом ключике», и в «Каменном цветке», и в «Садко», и в «Илье Муромце», и в «Сампо» сквозь сказочную призму перед нами встают смелые, сильные и красивые духом люди, окрыленные большой мечтой» - Бальдыз Г. «Алые паруса»/ «Смена» - 16 августа 1961 г.
Массовому советскому зрителю романтичная история понравилась – киноленту посмотрело 22,6 миллионов человек, фильм стал одним из лидеров советского проката.
После премьеры Ланового и Вертинскую сразу назвали «самой красивой парой советского кино», для обоих артистов - роли в фильме стали знаковыми. Анастасию Вертинскую незамедлительно утвердили на одну из главных ролей в «Человеке-амфибии», а за Василием Лановым после «Алых парусов» надолго закрепилось амплуа исполнителя ролей романтических героев.
«Самое большое для человека счастье – приносить счастье другим людям, делать явью их мечты. Может поэтому в фильме получил особое развитие образ Артура Грэя. Его молодо и жизнерадостно играет В. Лановой. Артист усилил в этом образе присутствующий ему активный гуманизм, стремление прийти на помощь пострадавшему, приносить людям радость» - Батурин Т. «Алые паруса» / «Ставропольская правда» -19 августа 1961.
РЕСТАВРАЦИЯ
Покадровую реставрацию изображения и звука в течение четырех месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: сканирование Евгений Верлочев, реставратор Михаил Тусматов, цветокоррекция – Ирина Агафонова.
Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
К настоящему моменту работы полностью завершены и фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» отреставрировано несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979), «Спортлото - 82» (реж. Л. Гайдай, 1982), «Это сладкое слово – свобода!» (реж. В. Жалакявичус, 1972), «Служили два товарища» (реж. Е. Карелов, 1968), «Укрощение огня» (реж. Д. Храбровицкий, 1972), «Неуловимые мстители» (реж. Э. Кеосаян, 1966). В 2023-м в новом качестве изображения и звука была представлена музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980).
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.
Комментарии (0)