На «Мосфильме» завершилась цифровая покадровая реставрация изображения фильма Аллы Суриковой «Суета сует» (1979)

На «Мосфильме» завершилась цифровая покадровая реставрация изображения фильма Аллы Суриковой «Суета сует» (1979).


Плакат.jpg

Оригинальный плакат фильма - 1979 г.


Жанр: комедия

Режиссёр: Алла Сурикова

Авторы сценария: Эмиль Брагинский

В главных ролях: Галина Польских, Фрунзик Мкртчян, Леонид Куравлёв, Светлана Петросьянц, Анна Варпаховская

Оператор: Всеволод Симаков

Композитор: Богдан Троцюк

Художник-постановщик: Валерий Филиппов

Длительность: 87 мин

Язык: русский



О ЧЁМ ФИЛЬМ



Много лет работник ЗАГСа Марина Петровна регистрировала счастливые браки. Однажды на пороге учреждения оказывается её собственный муж: увлёкшись другой женщиной, он решил уйти из семьи, которую они с Мариной строили девятнадцать лет. Марина Петровна, несмотря на переживания, своего согласия на развод не даёт – и, как выясняется, не зря…


АВТОР СЦЕНАРИЯ – О ЗАМЫСЛЕ


Когда у Эмиля Брагинского спросили, как возник сюжет фильма «Суета сует», он признался, что идея и образ главной героини сложились у него во время присутствия на свадебной церемонии в одном из московских ЗАГСов. Глядя, как опытная сотрудница с искренним волнением, но при этом чётким, хорошо поставленным и отточенным голосом поздравляет очередных молодожёнов, которых она регистрирует по четыре пары за час, Брагинский подумал: а что если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожёны! Сегодня у вас самый счастливый день…».


Творческий запал было не остановить, и вот уже автору будущего сценария представляется сцена: прямо сейчас, в середине ритуала, когда всё, казалось бы, идёт по заранее намеченному плану, очередные молодожёны счастливы, а сотрудница ЗАГСа довольна хорошо проделанной работой, в зал входит муж этой женщины и сообщает ей, что уходит к другой…



КРИТИКА О ФИЛЬМЕ



«Зрители переполняют кинозалы – все мы соскучились по хорошей бытовой комедии о судьбах соразмерных, созвучных, близких. Мы стали богаче на одну такую комедию – спасибо сценаристу, режиссёру, всем создателям картины», – В. Кичин, «Вечерняя Москва», декабрь 1979 г.


«Руководство студии “Мосфильм” и творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов доверило молодому режиссёру постановку новой ленты по сценарию Э. Брагинского. И не ошиблось в выборе. Картина, посвящённая проблемам семейного счастья, получилась весёлой и умной», – «Московская правда», октябрь 1979 г.


«Работа с актёрами – сильная сторона дарования Аллы Суриковой. Так что с полным правом отметим для себя рождение ещё одного способного режиссёра-комедиографа», – Л. Цуканова, «Советская Башкирия», январь 1980 г.


О ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ


Несмотря на фабулу сюжета, которая поначалу кажется грустной, «Суета сует» – отличный пример доброй, уютной и трогательной комедийной мелодрамы. С момента выхода в 1979 году и по сей день, эта лента остаётся горячо любимой зрителями. В целом картине повезло: как говорят реставраторы, «Суета сует» попала к ним в руки в довольно неплохом состоянии – оставалось лишь довести её до идеала.


Реставрация любой кинокартины проходит в несколько этапов. На первом этапе реставраторы собираются и отсматривают материал, с которым предстоит работать: здесь необходимо оценить объём работ и его сложность. Бывает, что картина кажется «лёгкой», но уже в процессе реставрации всплывают нюансы, из-за чего уровень сложности повышается.


На втором этапе картина проходит обработку с помощью специальных программ, которые убирают часть дефектов в автоматическом режиме. На «Мосфильме» для этого используют три программы: «Phoenix Refine», «Diamant-Film», «PfClean». Однако даже самые современные технологии не могут гарантировать идеального результата, поэтому далее следует третий, самый важный и самый сложный этап – ручная коррекция.


Программы, в отличие от человека, не способны оценить логичность происходящего в кадре, поэтому в процессе обработки с лёгкостью могут «стереть» важные детали: части тел, движущиеся объекты, какие-то световые блики, тени. Спасти ситуацию может только намётанный глаз профессионала: реставраторы по несколько десятков раз проверяют каждый кадр и, если замечают какие-либо неточности, исправляют их вручную. Что-то в изображении приходится возвращать, отменяя удаления программой, что-то, наоборот, стирать, даже если это всего лишь крошечная пылинка, случайно попавшая на плёнку. Благодаря такому точечному подходу после реставрации картина получает высочайшее разрешение и становится пригодной для просмотра даже на самых широких экранах.


У «Суеты сует» было несколько основных проблем: засветы, пятна (пыль, грязь), царапины и рваные склейки. Эти дефекты – самые распространённые в любой плёночной кинокартине, но мосфильмовские реставраторы, к счастью, умеют убирать их фактически бесследно.


Рабочий кадр.png

Проблемы со склейкой. Кадр до реставрации


Рабочий кадр.png

Кадр после реставрации


Рабочий кадр.png

Проблемы со склейкой. Кадр до реставрации


Рабочий кадр.png

Кадр после реставрации


Рабочий кадр.png

Дефект на двери. Кадр до реставрации


Рабочий кадр.png

Кадр после реставрации


Рабочий кадр.png

Дефект на двери. Кадр до реставрации


Рабочий кадр.png

Кадр после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 - 00 (мск) 20 октября фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К.


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023 году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики – разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты – мне, я – тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» (реж. Э. Кеосаян, 1971), драма «Братья Карамазовы» (реж. И. Пырьев, 1968), фильм-сказка «Руслан и Людмила» (реж. А. Птушко, 1972), романтическая драма «Белые ночи» (реж. И. Пырьев, 1959).


Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.

Поделиться новостью: