«Плюмбум, или Опасная игра»: онлайн-премьера отреставрированной версии картины

Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука советской драмы Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра». В широкий прокат картина вышла в 1987 году и сразу стала одним из лидеров по кассовым сборам. На 44-м Венецианском кинофестивале фильм был удостоен золотой медали сената итальянского парламента «За социальный прогресс и гуманизм».


Посмотреть фильм в формате 4К можно на официальном YouTube-канале «Мосфильма». Подробнее о картине – в материале Mosfilm.ru.


Плакат.jpg


«Плюмбум, или Опасная игра»


Жанр: драма

Режиссёр: Вадим Абдрашитов

Автор сценария: Александр Миндадзе

Оператор-постановщик: Георгий Рерберг

Художник-постановщик: Александр Толкачев

Композитор: Владимир Дашкевич

В главных ролях: Антон Андросов, Елена Яковлева, Александр Пашутин, Владимир Стеклов и др.

Производство: Мосфильм

Длительность: 97 мин.


СЮЖЕТ


80-е годы. Школьник-отличник Руслан Чутко по кличке «Плюмбум» одержим стремлением очистить город от преступности. Он живёт по принципу «цель оправдывает средства» и всё свободное время посвящает помощи милиции: выслеживает воров, бомжей, в случае чего вызывает опергруппу и с удовольствием провожает преступников за решётку. Увлёкшись ролью борца со злом, он переступает границы дозволенного и постепенно сам становится разрушающей силой, не приносящей людям ничего хорошего. Но однажды во время облавы на браконьеров среди нарушителей оказывается его отец...


ХОД ПРОИЗВОДСТВА


По словам режиссёра Вадима Абдрашитова, замысел фильма возник благодаря статье в «Московском комсомольце» о 15-летнем юноше, который был дружинником и злоупотреблял властью. После прочтения статьи режиссёр долго обсуждал её со сценаристом Александром Миндадзе, и в конце концов началась работа над сценарием. В 1986 году сценарий «Плюмбума» был напечатан в пятом номере журнала «Искусство кино».


Вадим Абдрашитов так объяснял сюжет: мальчик играет во взрослую игру, не отдавая себе отчёта, что в форме игры реализуется жизнь. В результате детская ошибка оборачивается куда большими проблемами, чем можно было ожидать.


«Мы хотим показать, что игра с властью над людьми – опасная игра, опасная и для личности, и для общества. Нельзя к власти, к её рычагам, пусть самым малым, допускать человека безнравственного, духовно неразвитого. Безнравственный энтузиаст – немыслимое, противоестественное сочетание», – рассказал режиссёр в интервью журналу «Советский экран» (№3, 1987).


Жанр «Плюмбума» Вадим Абдрашитов определял как «детективный фарс». И признавал: эта картина – для тех зрителей, которые идут в кинотеатры не развлечься, а подумать – о жизни, о себе, о том, что происходит вокруг.


Актёра на главную роль выбирали из шести тысяч кандидатов. Искали через объявления, размещённые в газетах, на радио и телевидении... Девятиклассник из Москвы Антон Андросов был в числе первых, кого отсмотрели – его взяли на заметку, и хоть и продолжили поиски, но позже всё-таки вернулись к нему.


Фильм снимали в Калинине (ныне – Тверь), Минске и Москве. Часть съёмок в Минске проводилась после аварии на Чернобыльской АЭС.



РЕЦЕНЗИИ СОВРЕМЕННИКОВ


А. Куклин, кинокритик:

«“Плюмбум, или Опасная игра” – трудный для восприятия фильм, требующий активной работы сознания зрителя. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей посмотрели и обдумали эту картину. Она того стоит».


Л. Аннинский, кинокритик:

«Вы не можете уловить то мгновение, когда у Абдрашитова “добро и зло меняются местами”? Они, пожалуй, и не “меняются”. Они как-то иначе тут сосуществуют. Они глядят одно из другого.До чего же русская драма».


В. Демин, кинокритик:

«Зритель, привыкший «просчитывать» киносюжеты заранее, конечно, предполагает, что должно произойти следующее: серьёзные взрослые дяди в конце концов понимают, что малец работает на ниве правосудия не за страх, а за совесть… Но… Фильм сценариста Александра Миндадзе и режиссёра Вадима Абдрашитова совсем не об этом».



РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука выполнили специалисты ПК «Телекино».


Процесс реставрации делится на два этапа: работа с изображением и работа со звуком. Первоначально специалисты очищают фонограмму – ликвидируют щелчки, посторонние шумы, разнообразные звуковые дефекты, возникшие как на съемочной площадке, так и в период хранения плёнки. Затем изображение переносят с плёнки на цифровой носитель.


Компьютерная реставрация изображения занимает больше времени и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Реставраторы определяются с цветовым решением картины и проводят цветокоррекцию. С помощью компьютерной чистки устраняют различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, – например, царапины, пыль. Затем отреставрированное изображение соединяют с отреставрированным звуком.


КАДР ДО 1.jpg

Кадр до реставрации


КАДР ПОСЛЕ 1.jpg

Кадр после реставрации



КАДР ДО 2.jpg

Кадр до реставрации


КАДР ПОСЛЕ 2.jpg

Кадр после реставрации


Над восстановлением картины работали: А. Сеньковский, Е. Верлочев, И. Агафонова, Р. Сковородко, И. Валиев, В. Шахназаров, В. Солодовников. Продюсер реставрации – Карен Шахназаров.


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023 году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики – разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты – мне, я – тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» (реж. Э. Кеосаян, 1971), драма «Братья Карамазовы» (реж. И. Пырьев, 1968), фильм-сказка «Руслан и Людмила» (реж. А. Птушко, 1972), романтическая драма «Белые ночи» (реж. И. Пырьев, 1959), комедия «Суета сует» (реж. А. Сурикова, 1979), комедия «Золотой телёнок» (реж. М. Швейцер, 1968).


Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.

Поделиться новостью: